Изначальное преобладание в России внебиржевого рынка ценных бумаг над биржевым связано с тем, что первичное размещение ценных бумаг осуществлялось в процессе общероссийской приватизации преимущественно на внебиржевом рынке.
Именно с приватизационным чеком или ваучером связано появление первой в России некого подобия торговой системы ценными бумагами. Первым прообразом такой системы стала государственная аукционная сеть, состоявшая из центров приватизации Государственного комитета по имуществу РФ и центров кассового союза, задачей которой являлась организация аукционов по обмену ваучеров на акции приватизировавшихся тогда предприятий.
Подобная организация торговли ценными бумагами носила скорее социальный, нежели рыночный характер и ни в коей мере не представляла из себя аналог цивилизованного организованного фондового рынка, однако послужила первоосновой для последующего развития всего российского фондового рынка.
Подорванное доверие заставляет людей продавать по явно заниженным ценам ценные бумаги реально действующих предприятий. Многочисленные крупные и мелкие инвестиционные компании и даже частные лица, без наличия соответствующих лицензий, занимались тем, что выкупали по ценам ниже примерно на 15-20% реальных цен биржевых мелкие пакеты акций у физических лиц, получивших их во время приватизации. Мелкие акционеры, не получавшие дивидендов, не представлявшие реальной стоимости своих бумаг, с радостью их продавали. А покупатели, формируя в течение недолгого времени крупные пакеты, стандартные биржевые лоты, перепродавали их крупным институциональным инвесторам.
Еще одним из секторов российского фондового рынка на данный момент являются так называемые информационно-торговые системы. Основным их отличием от рассмотренной выше Российской Торговой Системы является полное отсутствие хоть какой-то системы гарантии исполнения сделок. По- добные системы возникли в результате все того же бума летом 1997 г. на российском фондовом рынке, когда многие, в том числе зарубежные инвесторы открыли для себя новый «появляющийся» рынок и были заинтересованы в инвестировании в акции малоизвестных предприятий, которые на тот момент не котировались ни на биржах, ни в Российской Торговой. Основными недостатками информационных систем является их абсолютная непрозрачность, так как не ведется никакого учета проходящих сделок или выставленных котировок. Кроме того, все выставляемые котировки являются индикативными, т. е. возможность заключения или не заключения сделки зависит исключительно от того, смогут договориться заинтересованные стороны или нет.
Последним сектором российского неорганизованного внебиржевого фондового рынка являются так называемые «брокерские площадки». Этот своеобразный вариант «телефонного» внебиржевого рынка представляет собой следующую систему: институциональные брокеры, официально работающие в РТС или на бирже, получая заказы от своего клиента, не выставляют котировку в соответствующую систему, а обращаются к «телефонному» маклеру с тем, чтобы он подыскал соответствующего контрагента на сделку. Брокеры прибегают к такому варианту в случае, когда приходят крупные заказы, а они хотят максимально скрыть настроения инвесторов и не показать ни в какой системе проходящие через данного брокера заказы. Особенно оживляется торговля через «площадки» в периоды биржевых кризисов, когда вследствие обвалов фондовых рынков и резкого падения значения фондовых индексов официально действующие биржевые и внебиржевые площадки закрываются в соответствии с постановлением ФКЦБ, торговля полностью уходит из под контроля органов государственной власти и организаторов торговли и перетекает на «телефонный» рынок. Маклеры «брокерских площадок» ищут сами или предлагают заказчику уже имеющиеся заявки, сводят контрагентов между собой, а за подобного рода услуги берут комиссионные. Подобная практика также не может быть признана цивилизованной, так как это делает рынок непрозрачным, а следовательно, усиливает инвестиционный риск