Можно выделить четыре основные формы организации биржевой торговли: аукцион; система со специалистами; система с котировками, устанавливаемыми маркет-мейкерами; система, основанная на заявках.
Биржевая торговля, организованная в форме аукциона, предполагает подачу и сравнение заявок. Аукцион может быть организован в форме простого аукциона либо продавцом, который получает предложение покупателей, либо покупателем, который ищет выгодное предложение от ряда потенциальных продавцов
На аукционе «втемную», закрытом, все покупатели предлагают свои ставки одновременно, и ценные бумаги приобретает тот, кто сделал самое высокое предложение.
Двойные аукционы наиболее полно соответствуют природе фондового рынка. В свою очередь, имеются две формы двойных аукционов: онкольный рынок и непрерывный аукцион.
Если сделки на рынке осуществляются редко, то существует большой разрыв между ценой покупателя и ценой продавца, а колебания цен от сделки к сделке велики, и сделки носят нерегулярный характер, то такой рынок нельзя назвать ликвидным, и биржевая торговля практически не может быть организована в форме непрерывного аукциона. Более приемлемым является организация биржевой торговли по типу онкольного рынка с редким шагом. С точки зрения техники проведения, аукцион может быть голосовым или устным. При этом собираются биржевые посредники для устного сопоставления заявок клиентов, находящихся в их портфеле.
Основная цель биржи — организовать торговлю, которую осуществляют профессионалы рынка — брокеры и дилеры. Для этого может быть использована система со специалистами, которая обеспечивает торговлю через посредничество.
Посредники, именуемые маркет-мейкерами, выставляют на этой доске цены, по которым они могут продать ипи купить ценные бумаги. Фондовые брокеры заключают сделки с ними по поручению своих клиентов. Маркет-мейкеры— игроки, действующие как принципалы и активно влияющие на цены, выставляя свои котировки, чтобы побудить мэркет-тейкеров вступить в игру. Маркет-мейкеры, постоянные участники торгов, вводят свою котировку в систему на условиях, которые они обязуются поддерживать, и дают публичные обязательства покупать и продавать ценные бумаги по объявленным ими ценам.
«Твердая котировка» — котировка, сопряженная с обязательством ее участника заключить сделку на содержащихся в ней условиях. При этом она может быть как односторонней, т. е. содержащей предложение либо на покупку, либо на продажу ценных бумаг определенного эмитента с указанием их количества, цены, валюты расчета и числа дней, необходимых для регистрации перехода права собственности, так и двусторонней, одновременно объявляющей о покупке и продаже ценной бумаги одного эмитента.
Индикативная котировка не сопряжена с обязательством объявившего ее участника заключить сделку на содержащихся в ней условиях и поэтому, например, в РТС, сделки по таким котировкам заключаются вне торговой сессии при условии документально зафиксированного сбоя в торговой системе, если инициатором сделки является кандидат в маркет-мейкеры.
Система, основанная на заявках, — «мэтчинг». Эта система предусматривает, что брокеры должны ввести в компьютер код ценной бумаги, характер сделки, цену и количество ценных бумаг.
При поступлении заявки от аккредитованного участника торговли на покупку ценных бумаг значение денежной позиции автоматически уменьшается в системе торгов на сумму денежных средств, которые необходимы для полного удовлетворения поданной заявки. Если получившийся результат отрицателен, то данная заявка не принимается к исполнению.
Заявка, включенная в систему электронных торгов, автоматически проверяется на наличие допустимых встречных заявок. Сделка заключается между поданной встречной заявкой, стоящей первой в очереди на исполнение.
Электронные торги по системе «мэтчинг» возможны лишь на рынках наиболее ликвидных ценных бумаг и обычно используются для заключения крупных сделок, тогда как мелкие заказы чаще всего исполняются через систему акцепта .